Праздничные мероприятия на Пасху в Люксембурге

Грядут Пасхальные каникулы. И если жители Люксембурга готовятся отправиться в отпуск, то жители соседних стран – наоборот рассматривают Великое герцогство как место для своего отдыха.

Если хорошей погодой мы вряд ли сможем их порадовать, то в плане развлечений – это мы всегда пожалуйста.

В четверг (28 марта) начинается Клибберен (Klibberen), и по традиции (читаем по легенде) церковные колокола из Люксембурга полетят в Рим, чтобы исповедоваться в своих грехах перед Папой, оставляя страну без колоколов до пасхального воскресенья.

Ни церковный орган, ни алтарный колокол не должны звучать нигде в период между зеленым четвергом и пасхальным воскресеньем.

Зеленый четверг (или Чистый четверг) традиционно отмечает дату Тайной вечери. В Люксембурге это именно Зеленый четверг (Gréngen Donnesdeg), и в этот день в меню часто входили супы с травами и зеленые овощи.

Пока колокола ищут отпущения грехов, на детей Великого герцогства возлагается обязанность объявлять о церковных службах при помощи вращающихся трещоток, погремушек и деревянных барабанов три раза в день. Отсюда и название Клибберен, что примерно означает греметь.

В 6.00 утра шум начинается с D’Moiesklack laut (сегодня это, конечно, вряд ли), затем в 12 часов дня – D’Mettsklack laut и, наконец, в 18.00 – D’Owesklack laut. В пасхальное воскресенье дети поют песню «Dick dick daack, haut ass Ouschterdag» (дик, дик, дак – сегодня Пасха) и бродят по улицам, требуя вознаграждения за свои шумные старания в виде яиц, шоколада или денег.

В пасхальный же понедельник (1 апреля) нас ждет традиционный Эмайшен с не менее традиционными глиняными свистульками Péckvillchen (единственное число – Péckvillcher).

Здесь на выбор две площадки. Либо Рыбный рынок в городе Люксембург, либо деревня Ношпельт (Nospelt).

Традиция проводить Эмайшен зародилась в 19 веке – первое письменное упоминание приходится на 1827 год. Начиналось все с мессы для братства гончаров в церкви Святого Михаила в пасхальный понедельник. После окончания службы на выходе из церкви гончары продавали маленькие свистульки в форме птичек.

Такие свистульки изготавливались гончарами Ношпельта в конце рабочего дня, чтобы использовать остатки глины. Однако, подобная практика прекратилась еще до Первой мировой войны и была возрождена только в 1937 году Жаном Петерсом, художником-керамистом из Рекенталя, который сделал свистульки из глины Ношпельта.

Первоначально свистульками обменивались влюбленные, а сегодня маленькие глиняные птички считаются предметами коллекционирования.

На рынке Эмайшен вы найдете не только многообразие птичек, но и прочей всевозможной керамики и изделий кустарного производства.